Посты Церкви

Правило Церкви о постах.

 
Периоды
понедельн.
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
воскрес.
Великий Пост
переходящая дата
сухоядение
горячая
без масла
сухоядение
горячая
без масла
сухоядение
горячая
с маслом
горячая
с маслом
Весенний мясоед
 
 
рыба
 
рыба
 
 
Петров пост
переходящая дата
горячая
без масла
рыба
сухоядение
рыба
сухоядение
рыба
рыба
Летний мясоед
 
 
сухоядение
 
сухоядение
 
 
Успенский пост
с 14 августа
по 27 августа
сухоядение
горячая
без масла
сухоядение
горячая
без масла
сухоядение
горячая
с маслом
горячая
с маслом
Осенний
мясоед
 
 
сухоядение
 
сухоядение
 
 
Рождественский
пост
 
 
 
 
 
 
 
28 ноября
- 19 декабря
горячая
без масла
рыба
сухоядение
рыба
сухоядение
рыба
рыба
20 декабря
- 1 января
горячая
без масла
горячая
с маслом
сухоядение
горячая
с маслом
сухоядение
рыба
рыба
2-6 января
сухоядение
горячая
без масла
сухоядение
горячая
без масла
сухоядение
горячая
с маслом
горячая
с маслом
Зимний мясоед
 
 
рыба
 
рыба
 
 


ПОСТ

Христианский пост имеет несколько видов - в зависимости от степени строгости.
 
К посту относятся:
совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы);
сыроядение - пища, не приготовленная на огне;
сухоядение - пища, приготовленная без растительного масла;
строгий пост - без рыбы;
простой пост - употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
 
      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением пяти недель), три однодневных поста.
 
Однодневные посты
     Крещенский сочельник - 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
     Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
     Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
     Однодневные посты - дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
 
Среда и пятница
     Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу - в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, - рыба.
     Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
 
Великий Пост
      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не вкушал  в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост - пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
 
     С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
     В чистый понедельник (понедельник Первой Седмицы) принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.
 
     Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье.
В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
 
ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший покаянный период христианского календаря, предназначенный для духовно-нравственной подготовки верующих к празднованию Светлого Христова Воскресения, или Пасхи. Этот пост предваряется тремя подготовительными неделями ("седмицами"), постепенно вводящими христиан в строгий богослужебный и бытовой 

жизненный ритм, и начинается с Чистого понедельника, следующего за Прощеным воскресеньем.
 
Великий пост в традиционном понимании продолжается семь недель и состоит из двух неравнозначных по смыслу и продолжительности временных периодов –
1) "Святой четыредесятницы" (букв. "сорокадневицы"), установленной в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне перед выходом на общественное служение (оканчивается в пятницу накануне Лазаревой субботы), и
2) Страстной седмицы.
 
Календарное начало Великого поста, входящего в структуру подвижного годового цикла, определяется датой Пасхи конкретного года и в XX-XXI вв. перемещается от 2/15 февраля (при  самой ранней Пасхе - 22 марта / 4 апреля) до 8/21 марта (при самой поздней Пасхе - 25 апреля / 8 мая).
 
Все воскресенья (по славянски "недели") подготовительного периода и собственно Великого поста имеют нумерацию и особые заголовки, указывающие темы их богослужебных воспоминаний.
 
Недели подготовительные:
1) о мытаре и фарисее,
2) о блудном сыне,
3) мясопустная (о Страшном Суде),
4) сыропустная (воспоминание Адамова изгнания, или Прощеное воскресенье). Пост не может начинаться с дня воскресного, поэтому трехнедельный подготовительный период насчитывает четыре воскресенья.
 
Недели (воскресения) Великого поста:
1) Торжество Православия,
2) святителя Григория Паламы,
3) Крестопоклонная,
4) преподобного Иоанна Лествичника,
5) преподобной Марии Египетской
6) неделя Ваий ("пальмовых ветвей"), она же - Неделя цветоносная, или, в русской традиции, - Вербное воскресенье, когда совершается двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим (за которым следует Страстная седмица).
 
Богослужебные особенности Великого поста
Отменяется служение евхаристической Литургии в понедельник, вторник и четверг; в среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров, в субботу - Литургия Иоанна Златоуста, в воскресенье - Литургия Василия Великого. В первые четыре дня Великого поста и в четверг (обычно - в среду) пятой седмицы читается Великий канон Андрея Критского.
 
В субботу этой же, пятой, седмицы (в приходской практике - вечером в пятницу) читается Акафист Пресвятой Богородице ("Взбранной Воеводе победительная..."), - единственный (!) акафист, предписанный церковным Уставом.
 
Нормативная структура церковных служб пополняется особыми песнопениями и молитвами, в том числе знаменитой молитвой преподобного Ефрема Сирина, суммирующей покаянный путь христианина.
 
Петров, или Апостольский пост
     С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
 
     Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
 
     Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни - рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
   Пост в память первоверховных Апостолов Петра и Павла или "Петропавловский"  - название довольно длинное, потому в народе этот пост стал называться просто и сокращённо - Петровым. Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия.
 
Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего - это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться. "Горе мне, если я не благовествую!" - говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры.
Конечно, без поста и молитвы такое благовествование не возможно.
 
По устойчивой приходской традиции правила Петрова поста в отношении пищи озвучиваются так:
В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла, сказанные по поводу отношения к пище :"Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не уничижай того, кто ест … ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14; 3,17)".
Давайте попытаемся каждый вечер уходящего дня проводить хотя бы в небольшом, но в размышлении о том, как мы его прожили. Что мы сделали плохого, а что хорошего? Пускай это займет у нас совсем немного времени - пять, десять минут, но если подобный анализ прожитого дня войдет у нас в привычку, то это означает, что мы сделали еще один шаг вперед в деле нашего спасения. Ведь если мы научимся анализировать, то значит, вскоре мы научимся делать из этого выводы, а все это дает надежду на то, что мы, наконец, начнем менять свою жизнь.
 
Успенский пост
14 августа - 27 августа.
     Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
 
     Понедельник, среда, пятница - сухоядение. Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
     В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
 
      Св. Симеон Солунский пишет, что "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного - как подающего нам освящение, а другого - умилостивление и ходатайство за нас".
  
        Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг - "сварением пищи, но без елея", то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию св. отцов, "если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август".
          В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
 
Рождественский (Филиппов) пост
28 ноября - 6 января
     В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
 
     Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
     Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
 
     Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье - пища с маслом.
     В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
 
Сплошные седмицы
     Седмица - неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
     Сплошных седмиц пять:
     Святки - с 7 января до 18 января,
     Мытаря и фарисея - за 2 недели до Великого Поста,
     Сырная (масленица) - неделя перед Великим Постом (без мяса),
     Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи,
     Троицкая - неделя после Троицы.
 
О трапезе в праздники
     По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.







Работает на Amiro CMS - Free